Лилит Мазикина, эксклюзивно для сайта цыганского ансамбля «Алмаз»


                                           Цыганский танец в России

     Танец русских цыган - один из самых насыщенных, богатых элементами и технически сложных цыганских танцев, хотя каких-то двести лет назад он был довольно прост. Но и тогда своим темпераментом, внутренним огнём он вдохновлял - ещё Пушкин написал стихотворение, воспевающее цыганский танец. Любовь русских дворян, купцов, мещан и крестьян к задорной и весёлой цыганской пляске привела к появлению большого количества цыганских ансамблей (которые сначала назывались хорами, поскольку внимание в первую очередь уделяли песне), которые развили, усложнили и отточили цыганский танец, добавляя в него элементы, придуманные самими артистами или заимствованные из других танцев. Из цыганских хоров и ансамблей танец расходился в народ и зачастую там переосмыслялся наново, возвращаясь затем в новом виде обратно на сцену и в рестораны.

     Танец русских цыган может исполняться страстно, как цыганское фламенко, или кокетливо и легко, как «роман данси» - танец турецких цыган; в любом случае, в движениях артиста чувствуется внутренняя «пружина». Большое внимание уделяется чёткости, определённости движения, что духовно роднит цыганский танец с индийским. Кроме «классической», родом из народа, манеры танца есть звонкая «венгерка», активно использующая дроби, то есть чечётку. Что интересно, мужской танец, основанный на дроби, есть практически у всех цыган в тех странах, где хорошо развита цыганская танцевальная культура: Россия, Румыния, Сербия, Турция, Испания, Венгрия.

     Мужской танец русских цыган примечателен упругой, напряжённой походкой и так любимыми русским зрителем «хлопушками», когда артист стремительно, ритмично и виртуозно обхлопывает своё туловище, бёдра и голени, сообщая своему танцу особый задор. Быстрые провороты, прыжки, необыкновенной скорости и сложности игра ног подхватывают и усиливают этот эффект.

     Виртуозная игра ног характерна и для женского танца. Она дополняется обманчиво-мягкими, упругими движениями кистей и рук и волнующим трепетом плеч - одним из немногих восточных движений в танце русских цыган. Ещё один восточный элемент - танец с шалью - есть не только у русских цыган, но и во фламенко. Цыганские ансамбли используют также особые танцевальные движения, не повторяемые в народе, поскольку требуют особого костюма - игру широким подолом юбки. Умелыми движениями танцовщицы превращают яркую ткань то в подобие морских волн, то в мотылька, то в распускающийся цветок, то просто в сказочный вихрь.
 
Hosted by uCoz