ТАНЦЫ С АКСЕССУАРАМИ.

                                                             1. Танец с шарфом.
     Сегодня всем известна легенда о Саломее, которая получила голову Иоана-крестителя всего за один танец - «Танец семи покров». Эффект этого соблазняющего танца состоял в том, что за дорогими шелками скрывалась тайна женской силы обольщения. Периодически, открывая тот или иной кусочек тела, тем самым завораживало присутствующих, которые не могли оторвать взгляда от магического действия.
     Шарфы и покрывала всегда ассоциировались с тайной Востока и тайной женской красоты. Сегодня в Восточном танце практически все танцовщицы используют шарф как неотъемлемую часть атрибута, но суть его в танце не изменилась, а даже приобрела еще большую смысловую наполненность. Во время танца с шарфом дисциплинируются руки, можно показать много виртуозных фигур владения шарфом, красоту полета, вследствие чего танец приобретает театрализованность.

                                                          2. Танец с цымбалами.
     У всех народов Востока есть инструменты, которые используются танцовщицами во время танца, одновременно аккомпанируя себе и выбивая такт. Это кастаньеты в Испании, каркабу в Марокко, каменные в средней Азии, фарфоровые тарелочки у Уйгуров, все они являются родственниками современных цымбал или сагат.
     Использование сагат в восточном танце требует хорошего знания традиционных ритмов и использование восточных ритмических рисунков внутри них, а также умение прочувствовать и соединить танец и четкое отбивание ритмического рисунка. Цымбалы состоят из 4 круглых металлических пластинок с отверстием. По середине каждой из них в отверстие вставляется резиночка для закрепления на большом и среднем пальце. Таким образом, ударяя друг о друга, мы получаем четкий удар. В зависимости от соединения пластинок звук может получиться звонким или глухим. Например, 2 вида соединения: скользящий или прямой.

                                                             3. Танец с саблей.
      На Востоке и Кавказе очень популярны танцы с холодным оружием. Это сабли, кинжалы, мечи. В основном танцевали и танцуют его мужчины. Этот танец показывал силу и ловкость мужчины и свободное и легкое владение тем или иным видом оружия. Существует легенда, что у одного восточного правителя была красивая наложница, которая была лучшей танцовщицей гарема. Однажды она узнала о готовящемся заговор
е против ее повелителя одним из его подданных. На одном из вечеров она попросила позволения станцевать новый танец с саблями. Танец получился страстным и необыкновенным. В нем была любовь и нежность к своему правителю, и огонь и ненависть к его врагу. Кульминацией танца стало то, что она вонзила саблю в сердце врагу. С тех пор этот атрибут в танце стал очень популярен среди восточных красавиц.

                                                        4. Танец с канделябром.
     На египетском сленге название этого стиля звучит как « Авалем».  Полное название «Ракс эль Шамадам» - танец с канделябром. Его издавна танцуют в Египте. Большой узорчатый канделябр с зажженными свечами несет на голове танцовщица на свадьбе, освещая молодым дорогу в счастливую семейную жизнь. Потрясает искусство изолированных движений бедер, груди и мягкость шага, когда девушка танцует с канделябром - ведь он должен быть неподвижен! Только надо очень тщательно продумать костюм, чтобы не зажечь его и не испортить капающим воском. Традиционный костюм для этого стиля шаровары + топ или длинное платье с обтягивающим верхом и широким низом. Шапочку шамадама желательно подгонять под индивидуальный размер головы, чтобы нигде не давило и в то же время плотно со всех сторон прижималось к голове. Так как свечи, горящие на канделябре, имеют свойство плавиться и капать, необходимо много тренироваться, чтобы выработать технику балансировки.

                                                                    5. Саиди
     Танец пришел от племени Саид из Верхнего Египта, которое как утверждают знатоки истории , являлись основным населением Египта, но со временем население стало намного меньше, а вскоре развеялось как песок в пустыне. А исчезновение их обьясняется тем, что этот народ был очень воинственным. Мужчины этого племени часто воевали. Одним из оружий этого племени являлась бамбуковая палка. С тех пор повелся ритуальный танец с палками, в котором мужчины показывали замысловатые перекручивания, удары и перекещивания палками друг об друга. Танец так и назвали - САИДИ, так же как и ритм сопровождающий представление в этом стиле. Ритм оказался настолько удобным для танца живота, а виртуозное владение палочкой очень хорощим перфомансом, что девушки, танцующие BELLYDANCE незамедлительно переняли его в свою разнообразную программу. Только палочка стала тоньше и изящнее, а виртуозные вращения ей, приобрели женственный, игривый, кокетливый и не столь воинственный стиль.
                                                        Для мужчин
      Мужской арабский танец исполняется в другой манере (отличный от женского). Закрытый торс, эта одежда похожа на халат - голобея, расшита вышивкой и камнями, обычно синяя или черная, реже белая или оранжевая.
Танцы более силовые, в меру воинственные, подчеркивают мужество, стать, достоинства защитника и мужское начало. Исполняются танцы на свадьбах в подарок молодой жене и других семейных торжествах. Они отражают быт и народные традиции той местности, где они зародились. Танцы могут быть сюжетные, игровые, ритуальные, исполняются парно или группами, а также солистами, сопровождается это пением, барабанами и всеобщим ликованием. В наше время эти танцы исполняются на сцене в разной манере и стилях под фонограмму или живой оркестр. В связи с этим они стали более сложные и требуют хореографической постановки, композиции применительно к сцене или пространству, где они исполняются.

                                                  ПЛАТОК И ВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ

     Эта статья является выдержкой из рукописи Артемис Мурат «Платок,создающий иллюзии». В своей рукописи Артемис детально описывает результаты обширных исследований истории платка. Она обсуждает его использование в древние времена, говорит о практике окутывания платками исламских женщин, адресуется к обертыванию платком священных предметов и рассказывает об использовании платка в современном танце. Эта выдержка на сайте рассказывает об истории использования платка в восточном танце на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

              ТАНЕЦ С ПЛАТКОМ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ И НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

     Необходимо различать древнюю и современную историю танца с платком.Под «современной» я подразумеваю историю приблизительно последних ста лет.Важна как древняя, так и современная история танца с платком, но, похоже эти части между собой не связаны. После греческого и римского периодов в Северной Африке упоминаний о танце с платком не встречается. Однако, по-видимому, он был возрожден в конце 1800-х.
Данную тему трудно исследовать, так как женщины, движущиеся с платком, - известный объект обсуждения. Этой темой наслаждались, ее использовали художники и их противники с древних времен до наших дней. Танец с платками выражал как естественную скромность, так и эротические образы, подчеркивавшие обнаженность. Античные божества, как указывалось, могли восходить, нисходить и иногда летать. Это нашло отражение в искусстве летящих платков, но некоторые божества еще и танцевали сами. Трудно определить просто ли они двигались, или танцевали в подобных художественных отображениях.
     Большим препятствием к нашему пониманию истории танца с платком являются измененные версии танца, вольные интерпретации танцоров и романтизирующие неточности историков.Первым образцом этого подхода является Зурна - танцовщица, чей отец был тунисским арабом, а мать - француженкой. Она провела детство в Тунисе, где училась танцевать.Когда муж ее умер и семья потеряла средства к существованию, она стала профессиональной танцовщицей в кафе. Она изучала балет и ставила вещи в стиле «фьюжн»,смешивая тунисские танцы с балетом. Она добавляла переигрывание, характерное для театра и раннего кино тех дней. Зурну порицали за нарушение аутентичности (изначальности стиля), так как ее исполнение с трудом можно было назвать «восточным». Историки танца,такие,как Киннейс заявляли,что «миссия, которую можно назвать западным вниманием к тому, что лежит под поверхностью арабского танца, должна быть оставлена на долю Зурны»(Кинней, стр. 199). Она стала достаточно знаменитой. Ее прекрасные пантомимические выступления, аффектация и приукрашенные «интерпретации» создали множество мифов о Восточном танце.
     «Танец приветствия» Зурны представлял танцовщицу, выступающую с платком, полускрывавшим ее тело. «Когда она достигает своего места, то простирает руки вперед, затем медленно перемещает их, а с ними и шарф, в сторону, пока не показывается полностью. Когда кивок хозяина подает команду танцевать, она быстро роняет шарф на пол.»(Кинней, стр.202 - 203).
     Другой ее танец назывался «Танцем с носовым платком». Это была своего рода имитация танцев с носовыми платками Северной Африки, но подобие не шло дальше использования двух платков. «Из двух платочков, используемых в этом танце, один представляет саму девушку, другой - возлюбленного, которого она вскоре выберет. Вначале она берет уголок каждого платочка в зубы, согревая и оживляя их. Она кладет их параллельно на пол и с безразличием танцует вокруг и между ними, утверждая свою силу и способность пересечь черту и свободно вернуться из тенет любовного призыва.Она пропускает противоположные уголки обоих платочков скввозь ленту на поясе панталон, чтобы они свисали как кармашки,затем продевает сквозь них руки, дабы показать, что они пусты: она хочет подарков. Показывая, что и она может дарить, живописным движением освобождает уголок каждого из них, как бы высыпая воображаемое содержимое. Интерес ее все возрастает пока не наступает кульминация и она целует один из дрожащих лоскутков, медленно проводит им по сердцу и телу вниз и бросает его в избранного.Это его пропуск к ней: возвращение платка в любое последующее время является знаком, что она его больше не интересует»(Кинней,стр.205). Этот танец был ее собственным произведением и не имел ни малейшего отношения к настоящим тунисским танцам. Ее танец и фольклор его окружавший ничем не могут помочь в понимании истинной природы этнического Восточного танца. Тем не  менее историки считали ее танец показательным для этой культуры.
Элизабет Артемис Мурат, Перевод Далии Рухам

          Танец с саблями, шарфами, канделябрами, свечами...

                                                           (Предоставлено Марией Крижановской, студия «Жасмин»)

     Когда я только начинала заниматься танцем живота, были у меня две любимые идеи. Первая - сделать беллиданс спортивным танцем. Вторая - срастить его с цирковым представлением. Первая идея сейчас уже на пути к реализации. Танец живота входит в обязательное меню хороших фитнесс-клубов. Женщины на занятиях упражняют мышцы пресса, бедер и ягодиц под ритмичную современную восточную музыку.
     Вторая пока не сбылась. Но мне кажется, к ней есть все предпосылки. Судите сами: танец живота смотреть весело. Потом, он включает в себя некоторые элементы акробатики, такие как прогибы назад, разные движения в стойке на мостике и так называемая работа на полу - традиционная серия сложных движений, требущих большой гибкости и силы и неизменно восхитительных для публики. И главная цирковая особенность танца живота в разнообразных аксессуарах к танцу и всех фокусах, которые с ними вытворяют исполнительницы. Об этом мы и поговорим подробнее.
     В Москве сейчас большинство девушек предпочитает работать вообще без предметов. Но если что-то и появляется у них в руках, то это, как правило, трость или шарф.
     Танец с тростью по-арабски называется Raqs Al Assaya. Симпатичная легенда гласит, будто идея танцевать так пришла когда-то женщинам-пастушкам, которые подгоняли овечек таким загнутым на конце посошком. Историки настаивают на более грозном происхождении танца: мужчины Верхнего Египта носили с собой палки в качестве оружия. Из боевых движений родился мужской танец с палкой . Женщины стали подражать мужчинам с более легкой тросточкой и постепенно создали собственный танец.
     Самые эффектные моменты Raqs Al Assaya, конечно, балансировка трости на голове, груди, бедре. Это требует изрядной сноровки, ведь одновременно нужно танцевать! Пикантное удержание трости на бедре имеет свои секреты и правила. Правило: жульничать и класть трость на выступающую часть пояса-костюма нехорошо. Все-таки этот фокус должен подчеркнуть крутобедрость танцовщицы. Секрет: нужна именно традиционная трость, с крючком на конце. Такая форма не позволяет палочке скатываться с бедра.
     Шарф так четко ассоциируется с восточным танцем, что кажется, будто он был в нем всегда. Однако историки не могут найти древних корней у этого вида танца. Египтяне говорят, что шарф, возможно, вообще пришел из России. В 1940-х годах правитель Египта Фарух пригласил русскую балерину Иванову, чтобы та учила его дочерей искусству балета. Иванова научила известную египетскую танцовщицу по имени Самия Гамаль красивому выходу с шарфом и некоторым движениям с ним, и шарф прижился в Египте.
     Западные танцовщицы очень подробно работают с шарфом, кутаясь в него и соблазнительно раскрываясь. Жива в европейском сознании сказка: Восток, гарем, тела прекрасных женщин скрыты дорогими тканями... Сами египтянки используют шарф лишь для выхода на сцену, и через 30-60 секунд отбрасывают его в сторону. Западный стиль кажется восточной публике безвкусным и слишком напоминает стриптиз. Русские девушки работают в некой промежуточной манере.
     Зато издавна танцуют в Египте Raqs Al Shamadan - танец с канделябром. Большой узорчатый канделябр с зажженными свечами несет на голове танцовщица на свадьбе, освещая молодым дорогу в счастливую семейную жизнь. Потрясает искусство изолированных движений бедер, груди и мягкость шага, когда девушка танцует с канделябром - ведь он должен быть неподвижен! Только надо очень тщательно продумать костюм, чтобы не зажечь его и не испортить капающим воском.
     Конкурс Bellydance-2001 17 ноября некоторые шутливо назвали конкурсом оригинальных номеров . Действительно, мы увидели весь набор аксессуаров, с которыми танцуют беллиданс в мире. Ведь собрались лучшие русские исполнительницы, те немногие, что умеют грамотно работать с предметами. Сагаты (или цимбалы), например, требуют хорошего знания традиционной музыки и ритмических рисунков. Сагаты - дальние родичи испанских кастаньет, только сделаны из металла. Исполнительница успевает не только танцевать, но и аккомпанировать себе звоном сагатов. Еще внести свой ритм в музыку можно играя на бубне или тамбурине, но в России мне еще такие танцовщицы не встречались.
     Порадовали девушки и танцем с саблей. Очень интересно смотрится контраст: женственный танец живота и грозное холодное оружие восточных воинов. Впрочем, девушки не делают боевых движений с саблей, обычно ее используют для красивых балансировок на голове, животе или бедре. Людям нравится верить, будто когда-то в древности женщины, сопровождавщие мужчин в военных походах, по ночам в шатрах развлекали их танцем с оружием. Западные исследователи снова спускают нас на землю. Дескать, все пошло от картины французского ориенталиста XIX века Жерома, где была изображена девушка с саблей в танцевальной позе. Мы, конечно, будем думать как хотим, но должны знать, что ни в Египте, ни в Турции, ни в Ливане сабля не пользуется большой популярностью у танцовщиц. Зато есть мужской танец с саблей, где саблей машут, но никогда не балансируют ею ни на голове, ни на других частях тела.
     Напоследок хочется сказать о том, что язык не поворачивается назвать предметом или аксессуаром. Скорее, это партнер. Змея может составить девушке компанию в танце. Чтобы увидеть, как это выглядит, можно обратиться к фильму «От заката до рассвета», где Салма Хайек танцует с питоном-альбиносом. Конечно, это снова придумал падкий на мелкие эффекты Запад. Возможно, когда у нас тоже будет так много танцовщиц, что им придется соревноваться за рабочие места даже такими средствами, змеи тоже получат некоторое распространение.
     Подведем итог. Из всех предметов для беллиданса настоящими традиционными восточными оказались лишь трость, сагаты и, как ни странно, канделябр. Остальные более поздние и западные изобретения. Значит ли это, что не стоит танцевать с шарфом? Или, что увидев в ресторане танцовщицу с саблей, можно с умным видом шептать соседу: все это американские штучки, не настоящий восток ? Нет, конечно. Все это часть древнейшего и вечно молодого танца живота, который последние сто лет дружит с западной культурой. Есть даже крамольное мнение, что стандартный костюм лифчик, пояс, юбка был создан в США, голливудским костюмером Бобом Мэки. Даже если так, что с того?

Hosted by uCoz