ЭТОТ  УПОИТЕЛЬНЫЙ ЧАРДАШ!

     Чардаш (венг. csardas) - традиционный венгерский народный танец. Название происходит от венг. carda - постоялый двор, трактир.
     Появившись в Венгрии, чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам: Воеводина, Словакия, Словения, Хорватия, Трансильвания и Моравия.
О происхождении танца существуют различные мнения.
     По одному мнению, его происхождение может быть связано с венгерским музыкальным стилем вербункошем (от нем. Werbung - вербовка), распространённом в венгерской армии в XVIII веке.
По мнению других, чардаш появился из танца гайдуков.

     Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лассу), завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Существуют также и другие вариации темпа.  Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

     Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.

     К тематике чардаша обращались в своём творчестве такие классические композиторы как Ференц Лист, Витторио Монти, Иоганнес Брамс, Иоганн Штраус, Пётр Ильич Чайковский и другие.


                                                                   Чардаш и вербункош. Особенности звучания.

     Венгерская музыка отличается восточным оттенком, очевидно, сказалось влияние турецкой культуры. Для нее характерны одноголосье, постоянное варьирование, пентатоника (это звуковая система, содержащая 5 звуков в октаве). Также на музыку венгров большое влияние оказали цыгане. В XVII в. стала популярной венгеро-цыганская музыка, благодаря ее переработке многими европейскими композиторами - Бетховеном, Шубертом, Брамсом и особенно Ференцем Листом. В настоящее время своеобразная цыганско-венгерская музыка широко распространена в городах и селах наряду с известными песнями венгерских композиторов.  Национальное музыкальное искусство долгое время было скрыто в крестьянской среде. В то время как высшие классы венгерского общества были политически и культурно связаны с Европой, деревенские жители хранили традиции народного творчества.
     Танцы служили не только развлечением в свободное время, но и вносили оживление в повседневную жизнь венгерских крестьян. Танец был неотъемлемой частью многих общественных событий, а умение хорошо танцевать повышало общественный статус жителя деревни. Кроме того, танцевальные способности юноши служили залогом его популярности у девушек и наоборот. Старшее поколение побуждало молодых к сохранению народных танцевальных традиций как средства укрепления национального единства.

                                                                                              Чардаш и вербункош

     Среди исполняющихся танцев и знаменитый чардаш, без которого просто невозможно представить себе народную культуру Венгрии. Чардаш появился в первой трети XIX века. Своим происхождением он обязан вербункошу, а также крестьянским парным танцам разных областей Венгрии. Вербункош (от венг. verbunkos, от нем. Werbung - вербовка), первоначально обозначал жанр, позднее и стиль венгерской танцевальной музыки. Он возник в связи с вербовкой новобранцев в армию, во время которой в Венгрии устраивались танцы с характерным музыкальным сопровождением. Музыка вербункош исполнялась, главным образом, цыганскими ансамблями. В ней слились воедино разнородные национальные элементы (венгерские, южнославянские, румынские), сказалось влияние немецкого и итальянского профессионального музыкального искусства.
     Для вербункоша характерны: своеобразные пунктирные ритмы, "цыганский" или "венгерский" звукоряд с увеличенной секундой, чередование медленного и быстрого темпов, орнаментика, импровизационность. Считается, что в этой музыке нашёл своё отражение венгерский характер.
Благодаря вербункушу и появился знаменитый чардаш (с венг.- трактир, кабак). Главной особенностью чардаша является вариация темпов музыки - от совсем медленных к очень быстрым. В зависимости от музыкального рисунка различают немало видов чардаша - спокойный, оживленный, очень быстрый. Зажигательные мотивы чардаша вошли в произведения многих известных европейских композиторов - Имре Кальмана, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса, Иоганна Штрауса, Пабло де Сарасате, Петра Ильича Чайковского.
     В 1970-е годы в Венгрии появилось движение "танцхаз" (что в переводе означает танцевальный дом), участники которого выступали против усредненной фольклорной музыки и старались сохранить песенные традиции. Здесь оркестры на аутентичных инструментах (скрипке, трехструнной виоле-браче, венгерских цимбалах) исполняли старинную крестьянскую музыку, аккомпанируя певцам и певицам, перенявшим от крестьян традиционную манеру пения. Это движение сохранилось до сих пор, и почти в каждом венгерском городе и деревне есть такой "танцевальный дом".
Hosted by uCoz