Танец живота от истоков до современности


«Не всё искусство относится к современности, не исключением является и танец. Для него не существует прошлого, это искусство возникнувшего мгновения»
(Max von Boehn (1860-1932)- немецкий писатель автор трудов по истории искусства)


     
Долгое время мы пытались проследить происхождение восточного танца живота, однако можно очень много дискутировать о его характере и способах выражения. Восточный танец -  противоположность  нашему западноевропейскому бальному танцу. Он динамично развивался в ходе истории и подразумевает  спонтанное проявление души.

                                             Ранние свидетельства  североафриканского танца

     Первым доказательством доисторического существования танца, возможно и танца живота, в Северной Африке - это наскальные фрески Тассили-Адджир в Центральной Африке, которые представляют собой «большим доисторическим музеем земли». Там изображены разнообразные сцены, в том числе сцены танцев, которые играли важную роль в жизни людей в то время. Изображения людей были масками. Так была найдена маска «Sefar», которая можно увидеть сегодня в Буркине-Фасо в Анголе; найденная маска «Inauanrhet»  изображает женщину  с округленным и раскрашенным лицом. Очень многие фрески с изображением танцев находятся в Тассили-Адджир, возраст которых определяют около 7000 лет.
Недалеко  от картин Сефара найдены и другие рисунки, на которых изображены танцующие мужчины. В них есть что-то демоническое: танцующие гномы с грибовидными головами, растопыренные ноги, набедренные украшения и вращающиеся руки. И нам кажется, что они вертятся в кругу. На этом рисунке  была изображена не повседневная сцена из жизни людей той эпохи, а ритуальный танец. Художник, который нарисовал эти рисунки,  принадлежал к  эпохе египетской цивилизации  живущей  в Сахаре. Он был кочевником, который жил в Сахаре и был охотниками. Это служит доказательством того, что в  некоторых областях Сахары во время каменного века жили люди, ритуалы которых до сих пор существуют  у некоторых народов Африки.

                                                         Танец живота в Древнем Египте

     В Египте примерно в 4000 до н.э. возникла  культура с политическими и экономическими центрами , в которых новые высшие круги власти также посветили себя художественной деятельности. Таким образом развивался танец культа - также как и танец храма -  самостоятельный танец: аристократические египтяне танцевали не только из удовольствия, но и  танцевали с целью развлечения.
     Танец как ритуальный процесс исполнялся не всей общиной. Он затерялся в светской жизни и стал привилегией определенного класса. Народ и в дальнейшем праздновал дни плодородия ритуальными танцами, но всё больше это теряло религиозное значение, поэтому эту роль принимал на себя профессиональный «храмовый танец». В результате этого возникло разделение профессии массовика по определённым направлениям: танцоры, акробаты, музыканты и певцы. Об этом нам свидетельствуют не только графические, но и  письменные источники: для слова «танцевать» до сегодняшнего дня найдены множества  старых  египетских синонимов, которые выражают различные функции танцовщиц (радость, поздравление, ликование, восхваление, приветствование, игру на музыкальных инструментах, пение и танец, исполнение танеца живота). Всё это однозначно доказывает, что сольные выступления в старом Египте осуществлялись не только ради поверхностного удовольствия, а скорее ради внутренней радости и выражали глубокие внутренние переживания. Египетский сольный танец существовал во времена фараона и имел сильный религиозный характер (3000 до н.з.), на нём сильно отражалось влияние африканского танца.
     Позднее в средние века при правлении Сесостриса II  (1900 до н.э.) приглашались танцовщицы из других стран; в основном азиатки и нубирийки. Наиболее важное значение для  танца живота послужило Новое государство на Ниле - время от Тутмосиса I  до Тутанхамона с Нефертитти, в период которых основывались храмы Тебен, Карнак и Луксор.
     Женщины в Египте показывали свою открытость: и не имело никакого значения была ли она замужем или нет. Она имела полные права и возможность для исполнения юридических актов. Точно как и мужчина она владела всеми субсидиями, которые полностью определяли её собственность.
     Стройная и грациозная фигура женщины Нового государства способствовала появлению нового костюма для танца, более открытого: короткая юбка с перекрещенными на груди полосками или длинное, прозрачное  одеяние, которое значительно повышало само чувство танца. Они носили богатый воротник на шее, серьги, парик с широкой лентой на лбу и тонкую жемчужную ленту на бедре. Это означало, что благодаря танцу живота для египтянок были чрезмерно важны культура тела и уход за ним.
     Ни один праздник в Египте не обходился без танцев и музыки. Рилигиозно-ритуальный танец , который присутствовал в древней эпохе на похоронах и изгонял злой дух, усовершенствовался  как самостоятельное направление искусного наслаждения.

                                                     Танец живота в Римской Империи

     Классическая Греция несомненно  оказывала влияние на культуру Египта, но в Греции «светскому танцу  живота» не придавалось столько значения, как это было в Египте. Известно несколько танцев, в которых движения  интерпретировались как «танец живота», однако они были не сравнимы с танцами Египта. Несмотря на то, что танец считался эротическим и дионисийским  дарованием Терпсихоры (одной из девяти муз греческого пантеона), он находился в центре внимания греческой культуры как выражение плодородия, счастья и пьянящего ощущения тела. Но из-за порабощённого статуса женщины в классической Греции как женский и самостоятельный танец, он не имел будущего.
     В Риме было иначе. Мраморный рельеф (датированый временем  Кайзера Хандриаса 120 н.эры, находится сегодня  в музее общественной бани Древнего Рима) представляет  африкано-египетский танец живота в виде культовой церемонии по-поводу понихиды римлян в областях Египта.
     Для нас сегодня особенно знаменательно, что в то время в  Риме танец живота дегенерировал как сексуальный и вызывающий танец.

                                                                         Танец живота в арабском мире

     В седьмом столетии начинается стремительный прорыв ислама, который противостоял протеворичиво материальности. Живое существо «человек» не должен был быть запечетлён. Таким образом деятели искусства со своими творчеством вынуждены были скрываться. Несмотря на категорический запрет, который трактовался образом жизни пророка Мухаммеда, танец живота представлялся  чуть ли не частью запрещённой скульптуры или картины, как живая возможность выражать свои чувства с помощью музыки через человеческое тело.           Возможно это и стало основной причиной того, что в арабском мире танец живота мог сохранять значительный статус народного. Существуют несколько похожих направлений в танце; арабский исследователь, историк и писатель Аль-Масуди из Багдада рассказывал, что в конце золотого века Багдада в 9 столетии Аббасиден-Калиф Аль-Мутамид спрашивал  учёных, какими качествами должна обладать хорошая танцовщица. Справедливо представление  и сведения путешественников из Европы, которые совершали свои путешествия в 18 и 19 столетиях. Они все вместе создали преимущественно христианское представление о морали того времени.
     Османия познакомилась с танцем живота в процессе раздела с Египтом, когда власть ислама захватила территорию от Нила до Босфора. В турецкий гарем танец вошёл как средство, способствующее производить впечатление благосклонности господина и повелителя. Танец живота был сильно изменен турками в Османском государстве. Под турецким влиянием наряду с египетскими движениями  тазом, бедрами,  верхней частью тела и рук добавилась роль живота. Это означало, что во всем Средиземноморье, где имело влияние Османское государство, исполнялись практически одинаковые стили танца. За пределами Турции Османское господство сохранялось далеко на Ближний Восток. Из Египта XIX столетия сохранились повествования путешественников из Европы. Они писали, что дух времени сильно изменил танец, который был одинаков повсюду и выглядел непристойно.
     Профессиональных танцовщиц называли «открытыми», поскольку  раньше они стояли на улицах и площадях, показывали своё искусство на свадьбах и праздниках, тоже было и в Турции. В арабских странах свадьба без танцовщицы была немыслима, причём  бедное население не позволяет себе танцевать вместе с богатыми. Многие из этих «открытых танцовщиц» имели плохую репутацию, т.к. они зарабатывали  себе на хлеб как и куртизанки. Обычно  такие танцовщицы с музыкантами принадлежали к одной семье.

                                                Ghawazi с музыкантами,Каир (1856)

   
В начале июня 1843 мусульманский деятель  Мохаммед Али, основатель новой династии Египта, повлек за собой ряд реформ по европейскому образцу, в которых говорилось о  высылке  проституток и танцовщиц с улиц Каира и Нижнего Египта. Кто поступал вопреки этому запрету три раза и следовательно три раза был подвергнут телесным наказаниям, незамедлительно депортировался в Верхний Египет (800 км от Каира) в маленький городок Исна.
     Барон фон Мальтзар, который долгое время останавливался в Алжире и Морокко, отмечал в своих путевых заметках  понимание быта жителей этих стран. Было очевидно то, что арабский танец «Nbitsa» в Алжире несмотря на его эротичность имел серьёзный, благородный и сдержанный характер, и бесспорно определённое художественное содержание. В Алжире танец живота запрещался французским губернатором из-за морального соображения. Таким образом его можно было увидеть только в гарнизонных городах Атласа, а именно в Bou Saada  и в Biskra. Для французских войск это был «Париж в Сахаре», хотя  танцы после 9 часов вечера здесь были запрещены. Этот танец демонстрировался в кафе молодыми девушками из рода Ouled Nail, которые посредством танца и проституцией зарабатывали пропитание для своих семей, живущих в бедных селеньях гор Атласа.
Все же здесь в Северной Африке имеются доказательства того, что  танец присутствовал как часть ритуала рождения, и до нашего времени  существует в Морокко и Саудовской Аравии и также в некоторых частях Африки.
     При этом танцу присуще социальная функция и  понятно почему.  Современная женщина всё больше и больше хочет гордиться своим телом и в этом ей помогает танец:
     «Танец это творение, с таинством и рождением. Он является выражением страсти и энергии, гордости и богатства женской формы.»  
                                                                                              Перевод статьи Светланы Михеденко

Hosted by uCoz