Автор: Ирина Комаровская (США) специально для Fitness-Express.

Tribal Belly Dance

      Среди различных стилей танца живота oдним из самых молодых направлений является tribal belly dance (трайбал белли дэнс).
     «Tribe» в переводе с английского означает «племя, род, клан», а tribal, соответственно, означает «относящееся к племени, роду, или клану». Применение данного термина к этому стилю танца живота связано с несколькими характеристиками данного танца, которые отличают этот стиль от остальных направлений белли дэнса.
     Во-первых, трайбал белли дэнс чаще всего исполняется в группе. Во время танца, танцовщицы взаимодействуют между собой через импровизированные движения, знакомые и отработанные всеми участниками группы. Термин «tribal» указывает именно на эту групповую основу танца.
     Во-вторых, многие аспекты данного вида танца, а также элементы его костюма, о котором пойдет речь ниже, были заимствованы от различных народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Испании, и Индии. В данном понимании, термин «tribal» относится к фольклорной основе этого танца. Надо заметить, однако, что этот стиль не является танцем одного определенного народа, а скорее представляет собой эклектическую смесь различных влияний. Как сказала одна из известных танцовщиц данного стиля и основательница группы Heavy Hips, Палика:
                    «Важно понять, что мы все принадлежим к одному племени этой Земли.»

     Трайбл белли дэнс возник в Америке в 1970-е годы. С тех пор, данный стиль приобрел большую популярность в Штатах и других странах мира, о чем говорит многочисленное количество групп и танцовщиц, которое продолжает расти каждый год. Трайбл белли дэнс прошел через несколько этапов трансформации. Несмотря на то, что в настоящее время существует несколько подразновидностей трайбл белли дэнса (например American Tribal Belly Dance, Fusion Tribal Belly Dance), возникновение и развития этого стиля связано в первую очередь с тремя именами:
Джамилы Салимпур, Маши Арчер, и Каролины Нериккио.

Джамила Салимпур и труппа Бал-Анат (www.balanat.com)
Основоположницей трайбл белли дэнса стиля считается Джамила Салимпур (Jamila Salimpour). Джамила начала выступать как акробатка в Цирке Ринглинг Бразерс (Ringlin g Brothers Circus), когда ей было 16 дет. Как писала сама Джамила в свой статье об истории танца живота в Америке, этот танец был практически неизвестен в США в конце 40х - начале 50х годов XX века. В то время, почти все знание о танце живота ограничивалось тем, как он был показан в фильмах Голливуда. Голливудское представление танца живота было несколько искаженным, поскольку хореографическими постановками занимались джазовые танцоры того времени. Джамила начала преподавать танец живота в 1952 году, постепенно развивая свой метод и терминологию движений. В 1969 году она основала группу Бал Анат, в состав которой входили 40 человек. Джамила на называла свой стиль «трайбал». Она просто называла его танцем живота. Однако эклектические костюмы, многие идеи для которых были почерпнуты из журнала National Geographic, татуировки на лице, танцы в группе, и специфика движений создавало ощущения племени, или «tribe». Позднее, другая танцовщица из Нью-Йорка, Морокко, начала применять термин трайбл для обозначения этого стиля.


Маша Арчер и The San Francisco Classic Dance Troupe
Трайбл стиль приобрел популярность и свое дальнейшее развитие также благодаря деятельности Маши Арчер - уроженицы Киева, которая приехала в США с родителями, когда была ребенком. Маша была ученицей Джамилы Салимпур, но в 1970е годы она покинула Джамилу и основала свою собственную группу - The San Francisco Classic Dance Troupe, начав преподавать сама. Маша начала независьмую карьеру в танце, не успев научиться хореографической постановке. Поэтому ее танец был во-многом основан на свободной импровизации. Маша развила свой собственную интерпретацию танца живота, стараясь увести танец из ресторанов и ночных клубов на более уважаемые сцены.

Каролина Нериккио и Fat Chance Belly Dance
Одной из учениц Маша Арчер была Каролина Нериккио (Carolina Nericcio). В 1987 она основала Fat Chance Belly Dance (FCBD) - танцевальную группу, которая сейчас является ярким представителем трайбл стиля. Тогда как Джамила Салимпур дала общее начало стилю трайбл, именно Каролина развила и установила этот стиль таким, каков он есть на сегодняшний день, с уникальной и четко выстроенной системой импровизации, движениями, и переходами,. Стиль, исполняемый труппой Fat Chance Belly Dance, получил название American Tribal Style, или кратко ATS. Хотя трайбл стиль не ограничивается той формой, какой он представляется в American Tribal Style, именно эта форма приобрела наибольшую популярность в Америке и может считаться «классической» формой трайбл белли дэнса.

                                                                                     
Движения

В настоящее время трайбл стиль включает в себя несколько направлений. Не все трайбл танцовщицы и танцевальные группы этого стиля похожи одну на другую - их отличает трактовка и постановка движений, разнообразие переходов, костюмы, и прочие элементы. Тем не менее трайбл стиль отличается от традиционного танца живота тем, что он часто включает в себя групповую импровизацию (хотя хореография также используется), состоящую из упрощенных движений, выполняемых всеми участиками группы одинаково. Как сказала директор Fat Chance Belly Dance Каролина Нериккио: «Группа танцовщиц в стиле трайбл похожа на группу рыбок или на стаю птиц», указывая на четкую согласованность движений.
Одним из важных отличий стиля трайбл от других стилей танца живота является презентация танцовщиц на сцене. Этот танец - танец женской силы, поэтому осанка и подача движений говорят о праздновании именно этого аспекта женской сущности. Осанка в стиле трайбл чем-то похожа на осанку танцовщиц фламенко - выпрямленная, гордая спина, подчеркнутая сильным положением рук. Эта схожесть не случайна, поскольку трайбл стиль, будучи эклектическим стилем, позаимствовал некоторые элементы из фламенко, например осанку и движения кистей рук. Именно гордая осанка и четко отработанная стилизация движений часто отмечается зрителями, которые прежде не были знакомы с этим стилем танца.
Изолирование различных движений является еще одной отличительной характеристикой данного стиля. Поддерживая гордую, прямую осанку, танцовщицы четко выделяют определенное движение (например удары бедрами, восьмерки бедрами, круги или восьмерки грудью, и прочие), повторяя его несколько раз и оставляя остальные части тела недвижимыми. Хотя другие стили танца живота тоже несомненно уделяют внимание аккуратному изолированию различных частей тела, трайбл особенно подчеркивает изолирование и повтор движений.

Каролина Нериккио со своей труппой Fat Chance Belly Dance разработала целый набор движений, который тщательно изучается всеми участницами группы для последующей импровизации. Помимо самих движений, она также создала систему мини-движений, используемых для переходов от одного движения к другому. Эти переходы часто обозначаются движением рук, поворотами, и сменой направления.

                                                                        Костюм

Костюм танцовщиц трайбл белли дэнса не возможно не узнать. На первый взгляд этот костюм может чем-то напоминать цыганский костюм благодаря своей расцветке, украшениям, и многослойности. Костюм в стиле трайбл - это эклектика, с элементами, взятыми из костюмов разных народов мира: Среднего Востока, Северной Африки, Восточной Индии, и Центральной Азии.
Котюмы различных групп отличается друг от друга, т.к. подборка костюмов - это творческий и уникальный процесс. Однако, те элементы, которые чаще всего используются для костюма в стиле трайбл включают следующее: полные шаровары из непрозрачных тканей; длиная юбка солнцеклеш поверх шароваров (также из непрозрачных тканей); пояс, украшенный тяжелыми кисточками; набедренные платки, украшенные монетами, ракушками, зеркалами или/и прочим; чоли (или блуза индийского покроя, не закрывающая живот); и лиф, украшенный монетами, ракушками, и прочими изделиями. На голову часто наматывается тюрбан, который также можно нарядить тяжелыми украшениями. В дополнение, украшения одеваются на шею (бусы, подвески), руки
(тяжелые браслеты), или/и щикототки (индийские бубенцы или браслеты). Афганские украшения из серебра часто используются в этом виде танца.
Костюмы, как правило, изготовляется из более тяжелых тканей, нежели ткани, используемые для костюмов традиционного танца живота. Часто используемые материалы включают хлопок, бархат, иногда шелк, и прочие натуральные ткани. Как правило, темные тона предпочтительны для окраски юбок и шароваров, тогда как яркие цвета добавляются в чоли, пояса, и остальные детали костюма. Шифон и прочие легкие материалы, бисер, блестящие монеты, легкие украшения, узкие юбки или юбки с разрезами, и блестящие ткани как правило не используются в трайбл стиле.
Для визуального ознакомления с костюмами, предлагаю вам посетить сайты различных трайбл групп: www.fcbd.com; http://www.tribalbellydance.com; http://www.blacksheepbellydance.com/; http://www.heavyhips.net/heavyhipsindex.htm; http://www.devyani.net/; и хороший сайт торгующий костюмами: http://www.flyingskirts.com/.

                                                                         Музыка
Музыка, используемая для трайбл белли дэнса, несколько отличается от музыки, под которую исполняется традиционный танец живота. Основное отличие заключается в том, что трайбл белли дэнс не использует оркестрированную музыку, а предпочитает более упрощенную фольклорную музыку, исполняемую такими музыкантами как Musicians of the Nile, Fellahin, Saiidi, Ghawazee, и прочими среди египетских исполнителей, и Helm, Sirocco, Gypsy Caravan, и другими, среди американских исполнителей. Часто используемыми инструментами являются табла (барабаны), мизмар (дудка), и ребаб (однострунный интсрумент, подобный скрипке). Музыка этого стиля является музыкой земли, поэтому изысканная оркестровка и электронные интсрументы для нее являлись бы излишеством.
Для прослушивания примеров подобного стиля музыки, предлагаю вам зайти на сайт www.amazon.com и набрать имена приведенных выше музыкантов.
Хотя фольклорная музыка является наиболее часто предпочитаемой музыкой трайбал белли дэнса, некоторые современные танцовщицы в стиле tribal fusion belly dance (трайбл фьюжн белли дэнс) начали использоваль электронно обработанную этническую музыку, а также современную электронную музыку с тяжелыми ритмами, не имеющую этнической основы.

                                                                      Библиография:

«Американский трайбл стиль» на сайте http://www.zilltech.com/FAQStylesATS.html
Каджира Джумахна (2003). «The Tribal Bible»
Рина Ролл (1998). «История американского трайбал белли дэнса» на сайте
http://www.fcbd.com/html/history_rr.html
http://www.balanat.com
http://www.heavyhips.net
http://www.tribalbellydance.com

Специальные рекоммендации:
www.rachelbrice.com
www.urbantribaldance.com
www.ultragypsy.com <http://www.ultragypsy.com>

                                                          Tribal bellydance от Ирины Шамс

                                                                                 
Tемная луна или черная роза?

     В Древней Греции жрицы и танцовщицы храма Артемиды во время полнолуния танцевали в трансовом состоянии на четырех горных вершинах Эфеса, воздавая хвалу Всевышнему. Этот танец назывался чифтетелли (сейчас мы знаем такой ритм). Он был полон диких трясок и необузданных движений ритуала плодородия. Однако, как наступало время темной луны, танцовщицы, погружаясь в медитацию, снижали темп своих движений  и начинали медленно раскачиваться, изящно вращая бедрами. И их тело наполнялось примитивной земной силой.

     Почему я называю трайбл русским стилем?
     Этот "загадочный" танец (Russian Tribal) очень созвучен "загадочной" русской душе, которая все время в поиске нового, неизведанного, сокровенного...Потому что в отличае от bellydance с его жемчугами, бисером и блеском, в нем нет коммерции, в нем есть тайна. Человечество всегда интересовало все загадочное, мистическое, окутанное тайной. Таким завораживающим, захватывающим танцем, безусловно является трайбл.
     Когда трансовый ритуал является частью театральной программы, исполнительница не может полностью отдаться танцу;  ей нужно удерживать часть своего сознания под контролем. Трансовый танец создан для того, чтоб чувствовать его изнутри, а не наблюдать снаружи, и многие исполнители считают, что ему вообще не место на сцене. В качестве представления может быть использована небольшая часть ритуала. Это урезанная версия стадий путешествия человека за пределы себя самого. Однако и этого «конспекта» достаточно, чтобы зритель почувствовал потрясающую энергию этого ритуала.
Движения Tribal, несмотря на их несомненные арабские корни, эклектичны. Сейчас, когда мы живем в эпоху Водолея, смешение культур и народов очень актуально. Смешением различных стилей танца и костюма стран Ближнего Востока и Северной Африки, и разных исторических периодов, занимались пионеры трайбла Джамила Салимптур и Каролена Нерисио. В стиле трайбл можно увидеть одну исполнительницу в американском племенном стиле в египетской одежде оттоманского периода: накидка поверх расшитого монетами лифа и шаровары в сочетании с афганскими украшениями и алжирскими татуировками на лице, нарисованными карандашом для подведения глаз. Другая может быть одета в тунисский костюм, но ее репертуар может состоять из смеси танца живота и турецких, тунисских и ливанский народных танцев. Каждая исполнительница bellydance когда-нибудь спрашивала себя: почему я во всей своей женской красоте и божественности должна танцевать перед этими мужчинами, среди которых очень мало эстетов и ценителей танца, как искусства? Так зародился феминистский уклон Tribal bellydance. Основателем которого стала Каролена Нерисио, стиль стал настолько популярен, что захватил всю Америку от Аппачей до Аляски. Идея Женщины-Богини-матери всего сущего, вдохновила создателей стиля, т.к. в вечном «сражении» женщины и мужчины за права и равенство больше всего пострадала именно женщина-Богиня-мать (мечта, сказка, легенда).
     Танец уравновешивающий энергию и свое «я»  с окружающим миром преследует своей целью гармонию и очищение внутреннего и внешнего пространства. Расслабляющее преимущество Tribal -  это чувство покоя и улучшение внимания, повторяющиеся колебательные и круговые движения напоминают танцевальную медитацию. Танцовщицы часто обнаруживают, что такой медленный, изящный танец проясняет рассудок, приводит к умственной релаксации. А медленно выполняемые движения лучше и глубже прорабатывают все группы мышц, наполняя их энергией, т.е., чем медленнее мы выполняем движение, тем оно качественнее. Более того, это приводит к полному исключению травмотичности, т.к. все движения трайбла основаны на инерции. Уникальное свойство Tribal bellydance в том, что в противоположность большинству западных видов танца, которые фокусируются на изменении расположения конечностей (балет, бальный танец т .д.) физический импульс во время исполнения танца в стиле Tribal исходит из центра тела, а сила движения, исходящая из центра тела, оказывает не только физическое влияние. Умение извлекать и контролировать эту мощь важно в психологическом смысле. Это дает нам уверенность, гордость, открывает суть проблемы, вот почему предыдущие физические практики не помогали,- центр не был использован.
     Безусловно танец, как субстанция живая и все время видоизменяющаяся, не может прийти к нам из Америки и восприниматься нами в чистом виде, т.к. русские танцовщицы всегда славились своим академизмом, душевностью и творческим подходом к любому преображению. Трайбл -  в переводе с английского означает «племя», «стая»  и т.д., поэтому только вместе объединившись без конкурсной борьбы, ведущей к опустошению, мы, женщины, способны что-либо изменить в этом мире. Осознание этого должно окрылять и придавать силы слабому полу.
Сегодня, зажатые в рамки многочисленных конкурсов, танцовщицы думают: «…вот - это движение мне нравится, но оно не соответствует стилю моего «арабского» танца, нельзя взять, а жаль…». А в Tribal bellydance можно все!!! Творите! Прекрасна танцующая женщина!!!




 
Hosted by uCoz